ЖПС И ГЛОНАСС

 

 Навигаторы, поддерживающие сразу две системы спутникового позиционирования – и американскую GPS, и российский «Глонасс», работают надежнее и точнее, не устают убеждать российские и зарубежные разработчики навигационного оборудования.

 Чтобы проверить на деле утверждения о более высоком качестве работы двухсистемных навигаторов,мы решили провести тест-драйв, в котором участвовали три автонавигатора Lexand: один поддерживал только GPS (Lexand ST-5350 HD), два других – и GPS, и «Глонасс» (Lexand SG-555). В односистемный навигатор встроен чипсет SiRF Atlas V, в двухсистемные – чипсет MStar. Все три гаджета были заряжены картографическим ПО «Навител навигатор».Устройства испытывались на устойчивость навигации, ее точность, время «холодного старта» (от включения устройства до определения местоположения) и срок работы без зарядки от прикуривателя. Также я отмечал, сколько спутников видит прибор в тот или иной момент.В настройках программы навигации была отключена функция «привязки к дороге» – она притягивает машину к ближайшей дороге, не показывая, например, в каком ряду вы находитесь, и фактически нивелирует неточные показания навигационного GPS- или «Глонасс/GPS»-приемника.

Все навигаторы были включены на открытой стоянке, вдалеке от домов и деревьев – там, где ничто не создавало препятствий для спутникового сигнала. И одно-, и двухсистемные навигаторы подхватили его почти одновременно – примерно через четыре минуты. На широкой Русаковской улице приборы обоих типов также работали вполне нормально. «Глонасс/GPS»-навигаторы стабильно показывали движение по выбранной полосе, устройство с поддержкой GPS время от времени «бросало» на трамвайные рельсы.

В многоэтажном квартале на углу Русаковской и Третьего транспортного кольца, где небо частично закрыто домами и деревьями, поплыл как GPS, так и «Глонасс/GPS»: периодически на их экранах возникало изображение машины, двигающейся то по газонам, то по пешеходным дорожкам. В GPS-навигаторе автомобилист однажды и вовсе «проехал» сквозь дом. Но «Глонасс/GPS»-приборы, подхватив сигнал, быстрее корректировали ошибки.

А вот при заезде на подземную парковку «Ашан-Сокольники» «Глонасс/GPS» показали явное превосходство – в узком проезде между гипермаркетом и стеной, отделяющей его территорию от железной дороги, они показывали движение по проезжей части, тогда как GPS забрасывал машину то на крышу магазина, то на железнодорожные пути. Односистемный навигатор переставал работать сразу, оказавшись под крышей, устройства «Глонасс/GPS» теряли сигнал лишь в конце парковочного съезда. Они же первыми возобновляли навигацию – включались еще на выезде из «Ашана», тогда как GPS-устройство срабатывало только под открытым небом.

Проблемы с навигацией могут возникнуть и на узких, плотно застроенных улочках в центре Москвы, предупреждал меня специалист одной из компаний, работающих в сегменте спутниковой навигации. Но как раз там ничего экстраординарного не случилось – в переулках между Мясницкой и Покровкой и GPS, и «Глонасс/GPS» ориентировались уверенно, хотя время от времени «выезжали» на тротуары и «задевали» стены домов. Правда, у посольства Индии на Воронцовом Поле все приборы словно взбесились – они разом отклонились на десятки метров от того места, где находилась машина. Могли ли повлиять на их работу какие-то системы спецсвязи посольства, мне так и не удалось выяснить.

Интересно, что практически до конца тест-драйва навигаторы показывали разное количество спутников «Глонасс» и GPS, находящихся в зоне видимости. Причем GPS-спутников практически всегда было видно больше. Чаще всего соотношение было примерно такое: 9–10 спутников GPS и 2–3 – «Глонасс». Дело не в том, что спутников «Глонасс» меньше или они хуже работают, просто настройки навигационного софта таковы, что GPS является основной навигационной системой для устройства, а «Глонасс» – дополнительной, объяснил позднее представитель одного из дистрибуторов спутниковых навигаторов. Таким образом «Глонасс» заполняет свободные от GPS каналы получения сигнала, объяснил он.

Поездки по тоннелям на Садовом кольце принесли неоднозначные результаты. При въезде в тоннель под Таганской площадью GPS- и «Глонасс/GPS»-навигаторы заглохли почти одновременно. Но посреди тоннеля в своде есть просвет – и, почувствовав участок чистого неба, «Глонасс/GPS» возобновляли работу, а GPS включился только на выезде. Зато в тоннеле под Триумфальной площадью (он короче таганского) отклонения показали устройства обоих типов.

Существует мнение, что «Глонасс/GPS»-навигаторы потребляют больше электроэнергии и быстрее разряжаются без подзарядки, чем просто GPS. Но во время нашего теста все произошло ровно наоборот. Полностью заряженный GPS-навигатор без подзарядки проработал 1 час 20 минут, а «Глонасс/GPS» – на 15 минут дольше.

В городах с плотной высотной застройкой использование спутниковой навигации проблематично. В Нью-Йорке на Манхэттене зачастую невозможно поймать сигнал четырех спутников GPS и навигация отключается, следует из результатов теста, опубликованного в 2011 г. на сайте американского журнала PC Magazine. Сориентироваться среди небоскребов американскому тестеру помог прибор «Глонасс/GPS». Чтобы испытать навигаторы в условиях, приближенных к нью-йоркским, я направился в «Москва-сити». И здесь результаты теста целиком и полностью совпали с результатами американского теста – «Сити» оказалось единственным посещенным мною в Москве местом, где видимых спутников «Глонасс» было больше, чем спутников GPS. В какой-то момент Lexand получал сигнал с семи российских спутников и пяти американских. Теоретически этого достаточно, чтобы ориентироваться по GPS, но на практике односистемный навигатор показывал, что я нахожусь то ли внутри, то ли на крыше одного из зданий. Правда, это можно списать на возможные дефекты ПО и используемой в приборе картографической основы.

Тест показал, что для поездок по Москве можно обойтись и односистемным навигатором. Но то, что навигаторы «Глонасс/GPS» работают точнее и надежнее, подтвердилось на практике. Превосходящие характеристики двухсистемных устройств актуальны и в повседневной жизни – например, если вы хотите вовремя перестроиться для поворота на нужную полосу дороги.

 Перейти к другим статьям.